Но Владивосток решал эту задачу и прежде и, как ныне, чужими руками, точнее, руками пришлых гастарбайтеров…
И друг степей калмык
Чрезвычайно разнообразен, например, был национальный и религиозный состав первых жителей Приморья ввиду того, что переселение в край шло из различных уголков России: Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие и граждане многих иностранных государств. Кстати, доля русского населения в крае нашенском в разные годы составляла всего от 30 до 70%!
Колонизация Приморья определялась внутренними потребностями страны и необходимостью защиты осваиваемой территории. Переселенческое движение осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. Принудительный способ подразумевал передвижение воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян в Приморье в счет рекрутского набора, административное водворение государственных крестьян, ссылку каторжан и т. д. Добровольный способ предусматривал переселение желающих, в том числе иностранцев, на новые земли. Именно так заселяли Приморский край крестьяне после 1861 года, казаки, запасные солдаты, рабочие. И иностранцы.
Со времен Рюриковичей
Кстати, первые русские землепроходцы прибыли в Приморье в середине XVII века с промысловыми и военными экспедициями. Закладывались посты, остроги, города Амурского и Уссурийского краев. К сожалению, закрепиться на этих землях Россия не смогла, и по Нерчинскому договору 1689 года вывела поселенцев из Приамурья в Забайкальск.
Только через 160 лет, в 1850 году, адмирал Невельской на устье Амура основал Николаевский пост и, подняв там русский флаг, сделал заявление: «…весь Приамурский край до корейской границы с островом Сахалин составляют российские владения». Еще через десять лет суда Сибирской флотилии открыли русский берег Японского моря - заливы Америка, Уссурийский, Амурский и бухту Золотой Рог.
Началось интенсивное заселение россиянами правого берега Уссури, Приханкайской долины, морского побережья и других удобных для ведения хозяйства мест «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».
Однако за первые 20 лет освоения Дальнего Востока России (1861-1881 гг.) на территорию нынешнего федокруга (прежде всего в Приморье и Приамурье) из-за Урала прибыло всего 16 843 переселенца – по 800 человек в год!
Дранг нах ост!
Осваивать территорию без рабочих рук было немыслимо. Именно поэтому Россия всячески потворствовала иммиграции на российский Дальний Восток переселенцев со всего света.
В числе первых началась корейская иммиграция в Приморье, что было вызвано тяжелым положением корейских крестьян у себя на родине после череды стихийных бедствий и войн. Земледельческий характер корейской иммиграции наилучшим образом соответствовал основным задачам колонизации территории, и первые корейские поселенцы имели значительную хозяйственную свободу. По данным 1-й Всероссийской переписи населения (1897 г.), численность корейского населения в Приморье достигала более 24 тыс. человек, или 11% от общего числа населения края.
Определенную часть переселенцев составили китайцы, создававшие в Приморье так называемые временные поселения «китайских отходников» и общины. В Лазовском районе они, например, находились в устьях рек Киевка и Черная.
Кстати, в 1865 году во Владивостоке (городу всего-то пять лет от роду) была построена парусная шхуна «Эмилия» купца Якова Семенова. Показательно, что строил ее швед Фрис руками солдат местной команды – очевидно, это были первостроители краевого центра, - а также китайцев. Больше для судостроения нанять было некого!
Подати и благодати
Первые российские колонисты края - солдаты 3-го Сибирского батальона, расселявшиеся в постах Раздольное, Посьет, Турий Рог, Камень-Рыболов. Вслед за ними прибыли казаки, которые к 1862 году основали 23 станицы с населением 5 тыс. человек. Казачество наряду с хозяйственным освоением новых земель выполняло функцию охраны государственной границы России.
Для того чтобы привлечь переселенцев в край Правилами от 26 марта 1861 г., правительство предоставило им в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство - самый большой в Российской империи земельный надел. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. За плату - 3 руб. за десятину - поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность. С небольшими изменениями эти правила действовали до начала XX века. Именно в это сорокалетие, с 1861 по 1900 год, образовался значительный зажиточный слой сельского населения Дальнего Востока – так называемые крестьяне-старожилы.
Всего за это время в Приморье переселилось 69 927 человек. Из них на долю крестьян приходилось 60 263 чел. (86,2%), казаков – 7 831 чел. (11,2 %), неземледельческого населения – 1 832 (2, 6%). Обратное движение переселенцев в крае в этот период не превышало 2% прямого движения.
С 1903 года открылось сквозное железнодорожное сообщение через Сибирь, по которому в теплушках за 14-18 суток переселенцы добирались до Владивостока. Этим путем в Приморье прибыли около 199 тыс. человек. В общей сложности с 1861 по 1917 год в результате всей переселенческой эпопеи в Приморье приехали 268 820 человек, которые основали 503 села и 16 поселков.
Состав населения, по данным всеобщей переписи 1897 г., был таков. Из 223,5 тыс. жителей края: более 40% крестьян, 5% казаков, по 10% оседлых корейцев и временно проживающих китайцев, 35% (около 80 тысяч человек) - аборигены, горожане (которых перепись не делила на сословия и национальности), воинские команды и др. В сельской местности проживало 77,3%, в городах - 22,7%. Во Владивостоке насчитывалось 29,9 тыс. горожан, из них 24,4 тыс. мужчин и 4,5 тыс. женщин.
Не счесть алмазов пламенных
Уже первое знакомство русских с Южно-Уссурийским краем выявило обилие полезных ископаемых: угля, железных и серебро-свинцовых руд и т. д. В 1867 году найдено (отобрано у китайских хунхузов) рудное золото на острове Аскольд близ Владивостока (здесь возник прииск Основательный, он разрабатывался с перерывами до 1912 года). В конце века золото нашли на материке, в районе Находки, где добыча носила неустойчивый характер. С 1859 по 1878 год примитивным, кустарным способом силами военной команды добывался уголь в окрестностях залива Посьета, потом близ Амурского залива владивостокским купцом Федоровым добывалось от 30 до 70 тыс. пудов в год.
Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность состояла из мельниц, кузниц, кирпичных заведений. Первые крупные предприятия строились казенными ведомствами: судоремонтные мастерские во Владивостоке – впоследствии «Дальзавод», различные мастерские, паровые мельницы, лесопильни и пр. В 1870-1880-е гг. возникают первые частные предприятия фабрично-заводского типа. К 1890 году обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала 212 предприятий (без учета казенных), концентрировавшихся во Владивостоке и Южно-Уссурийском округе, из них: 109 мельниц, 52 кузницы, 19 солеварен, 10 кирпичных, 10 кожевенных, 5 лесопильных, 3 литейно-механических и 3 пивоваренных. Кроме того, во Владивостоке функционировало более 30 различных мастерских (портняжные, столярные, сапожные, часовые и пр.). Важным фактором, ускорившим промышленное освоение Приморья, стало сооружение Уссурийской железной дороги (1891-1897 гг.), в работах приняли участие десятки тысяч иностранных рабочих.
Иностранные инвестиции
Однако все проекты освоения и развития края упирались в две проблемы – отсутствие начального капитала и рабочих рук. Причем в те годы обе проблемы успешно решались через привлечение в Приморье… иностранцев. Например, предприятие добычи цинковых руд «Тетюхе» (ныне города Дальгорск) основал русскоподданный немец Юлий Бриннер на кредит в размере 875 тыс. рублей, предоставленный немецкой фирмой «Арон Бирш и сыновья», покупавшей, кстати, у Бриннера всю цинковую руду на корню. Развитие предприятия требовало все больших денег, к 1914 году Бриннер владел всего лишь 6% акций предприятия, а остальные 94% «ушли» за 4 млн. рублей Гиршу (85,7%) и другим иностранным акционерам.
На эти 4 миллиона «немецких» рублей в непроходимой приморской тайге Сихотэ-Алиня всего за пять лет был построен благоустроенный рабочий поселок: 21 жилой дом с 84 квартирами (для иностранных специалистов и русских мастеров), 43 общежития на 1000 рабочих с кухнями и сушилками, школа, больница, почта и телеграф. Поселок обеспечивали работой горно-обогатительная фабрика, лесопильный завод с паровой машиной, железная дорога длиной 35 верст с 4 паровозами и 70 вагонами, депо, реммастерские, электростанция, пристань и закрытая гавань! Кстати, в большинстве развивающихся предприятий Приморья и Приамурья процент иностранного капитала был весьма высок: от 10% (американцы в Русском мукомольном обществе) до «Лензолота» (71% акций принадлежал англичанам).
И обходились без СМЕРШа
При этом промышленность Приморья практически на две трети обеспечивалась рабочими сопредельных государств. Так, в 1911 году в горной промышленности края работали 5629 иностранных специалистов, или 85% занятых в отрасли. На кирпичных предприятиях трудились около тысячи японцев, китайцев и корейцев, которыми руководили… 80 русских мастеровых! Впрочем, японские мигранты работали прежде всего в рыбопромышленности Приморья (1670 специалистов, или 40% рабочих рук отрасли).
Интересно, кстати, и то, что иностранцы составляли костяк рабсилы всех казенных учреждений Приморья, в том числе – страшно подумать – военных ведомств! По данным 1911 года, сто лет тому назад во Владивостокском военном порту трудились 107 иностранцев (8% списочного состава учреждения), а всего в инженерном управлении армии, войсковых стройотрядах и интендантстве на территории края работали 14,5 тыс. китайцев и корейцев, а это более 42% от общего числа штатной численности армейских и флотских подразделений.
No comments:
Post a Comment